Для чего нужен учет учебных материалов?
Учет учебных материалов в образовательном учреждении необходим для контроля и правильного распределения ресурсов.
Благодаря своевременному учету можно:
- Организовать доступ к ресурсам и отображать их наличие.
- Планировать закупки и своевременное обновление учебных материалов.
- Обеспечивать учебный процесс, наладив выдачу и прием учебников от преподавателей и учеников.
- Контролировать использование пособий, предотвращая их порчу.
- Поддерживать порядок и отслеживать ответственность за учебные пособия.
- Оценивать степень износа и своевременно производить списание.
Как проводить?
Учет учебного инвентаря возможно проводить вручную или с применением автоматизации. Для ручного учета необходимо:
- Составить список всех имеющихся учебных материалов с подробным описанием.
- Назначить ответственное лицо за выдачу, прием и сохранность.
- Использовать карточки и журналы для регистрации операций.
- Промаркировать книги и материалы для удобной идентификации.
- Организовать процесс выдачи и возврата.
- Проводить регулярный пересчет, фиксировать потери и списывать устаревшие экземпляры.
- Регулярно обновлять данные.
Недостатки ручного ведения учета
Данный формат учета давно устарел и имеет ряд недостатков и ограничений. При ведении возникает высокая вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Кроме того, процесс занимает много времени, особенно при:
- регистрации материалов,
- их поиске,
- проведении пересчетов,
- оформлении выдачи и возврата и т.д.
Дополнительно стоит отметить:
- трудности в обновлении данных,
- сложности поиска и сортировки информации,
- риск утери записей,
- ограниченный доступ к базе,
- отсутствие автоматических напоминаний и отчетов.
Ведение учета через программу УСУ
Использование автоматизированных систем значительно упрощает управление учебными материалами. На примере программы УСУ покажем, как сделать этот процесс эффективным и не затратным по времени.
В программу можно внести информацию обо всех имеющихся ресурсах, обновление происходит автоматически, после каждой внесенной записи в систему.
На каждую позицию создается отдельная карточка, по которой отслеживается приход, расход и перемещения материалов. Таким образом существенно экономится рабочее время сотрудника.
Учебным материалам присваиваются идентификационные номера, по ним легко вести поиск. При использовании штрих-кодов и оборудования для их считывания учет становится еще более оперативным. В случае ячеечного хранения система даже покажет, в каком месте находится нужный объект.
С помощью УСУ также можно:
- проводить инвентаризацию,
- определять устаревшие позиции,
- отслеживать перемещения,
- оценивать спрос на те или иные учебные материалы.
При наличии собственного магазина через программу проводится полное сопровождение торговых и складских операций. В системе доступно множество отчетов для аналитики. Рассмотрим основные группы отчетов по складу.
Группа отчетов по складу
Если в образовательной организации складской учет минимален — то есть требуется только определять по доступным ресурсам, что имеется в наличии, в каком количестве и где именно находится, — достаточно использовать отчет «Остатки».
Если же дополнительно осуществляются продажи сопутствующей продукции или при образовательном учреждении работает магазин, можно использовать расширенный набор отчетов.
Рассмотрим базовые из них:
- «Возвраты» — отображает, какие товары чаще всего возвращают.
- «Заканчивается» — система работает на опережение и заранее предупреждает об истощении запасов.
- «Не продается» — определит залежавшийся товар: с неподъемной ценой или забытый на складе/не выставленный на витрину.
- «Остатки на сумму» — показывает стоимостное выражение всех товарных позиций.
- «Популярность» — отображает товарные категории, которые покупают чаще всего.
Дополнительный отчеты
- «Поставки» — позволяет определить поставщика по каждому товару, а также увидеть цены и курс валюты на дату покупки.
- «Прогноз» — система на основе данных прошлых периодов прогнозирует будущие продажи.
- «Проданный товар» — отчет показывает, сколько раз продавалась каждая позиция, сколько прибыли она принесла. Также доступна статистика по суммам и количеству в разрезе групп и подгрупп товаров.
- «Рейтинг» — отображает, на каких категориях учреждение заработало больше всего; отражаются финансовые показатели.
- «Спрашивали» — указывает, на какие сопутствующие товары есть спрос, но которые пока отсутствуют в продаже.
Представленный комплекс отчетности поможет всесторонне оценивать торговую и складскую деятельность, а также совершенствовать бизнес-процессы. Приглашаем вас узнать больше.